Информация

Зуб на зуб

10.12.2012

Зуб на зуб

В процессе грамотного тюнинга внедорожника среди прочего вмешиваются и в трансмиссию. На примере раздаточной коробки УАЗика предлагаем посмотреть, что и как делается, если, конечно, вам интересно знать об автомобиле несколько больше, чем куда заливать бензин и как подогнать под себя сиденье.

Текст и фото: Андрей Фаробин

Как известно, в трансмиссии настоящего внедорожника имеется устройство для дополнительного увеличения крутящего момента на ведущих колесах. Возможностей коробки передач может оказаться недостаточно. В особо тяжелых дорожных условиях, когда сопротивление движению значительно, выручает раздатка с понижающей передачей. Но и этого может быть мало. Особенно если оснастить автомобиль колесами существенно большего диаметра, чем в заводском варианте.

Передаточное число второй ступени раздаточной коробки УАЗ равно примерно 1,95. В компании «Галагрин» научились повышать его, меняя штатные шестерни на тюнинговые. Известно, что передаточное число зубчатой передачи зависит от соотношения количества зубьев на ведущей и ведомой шестернях.

01/ Раскрыв корпус раздатки 1 (номера всех упоминаемых деталей см. на схеме узла), легко убедиться в том, что зазор между шестернями привода заднего и переднего мостов (3 и 5 соответственно) и корпусом позволяет поставить шестерни побольше.

02/ В заводском исполнении эти шестерни имеют по 37 зубьев, и при любых вариантах они должны быть одинаковыми. В противном случае колеса переднего и заднего мостов будут вращаться с разными скоростями, что сделает езду невозможной. Наши шестерни связаны между собой через шестерню 4 промежуточного вала, на которой мы насчитаем 39 зубьев. При включении прямой передачи эта шестерня является паразитной. На пониженной же передаче крутящий момент от ведомого (вторичного) вала КПП 8, передается на шестерню 7, выполненную за одно целое с промежуточным валом. Работают шестерни 2 и 7, имеющие 20 и 41 зубьев соответственно. Таким образом, в серийном исполнении передаточное число понижающей ступени раздатки уазика составляет: (41:20)х(37:39)=1,944.

03/ Если вместо штатных шестерен 3 и 5 поставить увеличенные шестерни, имеющие по 41 зубу, и, разумеется, уменьшить шестерню 4, нарезав на ней только 29 зубьев вместо 39, то понижающая ступень получится следующей: (41:20) х(41:29)=2,898. Заметим, что шестерня 3 изготавливается за одно целое с валом привода заднего моста. Такое понижение крутящего момента в трансмиссии уже заметно добавит автомобилю тяги.

04/ Но некоторым и этого не хватает. Вот бы еще поколдовать с шестеренками! Однако шестерни 3 и 5 о 41 зубе вот-вот зацепят за корпус, больше их увеличивать нельзя. Значит, надо изменить другую передаточную ступень: от ведущей шестерни 2 к промвалу. Вместо пары 41 и 20 зубьев устанавливают пару 43 и 18 зубьев. Тогда общее передаточное отношение будет таким: (43:18) х(41:29)=3,377. Впечатляет!

05-06/ Но просто поменять шестерни уже не получится. Вилка включения прямой или понижающей передачи, передвигающая по шлицам вторичного вала КПП 8 шестерню 2, цепляет за шестерню 7. «Болгарка» способна решить эту проблему: вилку аккуратно подтачивают, уменьшая ее толщину. Безусловно, прочность детали при этом падает, но случаев выхода ее из строя после подобной доработки до сегодняшнего дня не отмечено. Не исключено, что большая шестерня промвала будет слегка тереть по корпусу раздатки. Опять-таки в ход идет «болгарка».

И что бы вы думали: даже столь внушительной «понижайки» некоторым не хватает. Есть еще более сильный вариант: еще увеличить шестерни 3 и 5. Позвольте, а как же они встанут в корпус? Никак. Его фрезеруют внутри, чтобы уместить шестерни, получившие по 43 зубу. Промежуточная шестерня теряет два зуба: было 29, стало 27. Считаем: (43:18)х(43:27)=3,804. Это практически в два раза больше, чем штатное понижение.

07-10/ Корпуса раздаток на заводе отливают так, что толщина стенок получается неоднородной. Более того, она разнится от экземпляра к экземпляру. В результате фрезерных работ велика вероятность, что корпус станет дырявым, что, конечно, недопустимо. Получившиеся отверстия необходимо ликвидировать.

11/ Из корпуса старой бракованной раздатки выпиливают куски, подходящие по размерам и кривизне для заделывания прорех. Идентичная марка чугуна гарантирует, что корпус и заплатка подружатся друг с другом.

12-15/ Сварку ведут на постоянном токе, используют специальные электроды. Чтобы корпус не трес нул, его предварительно равномер но и по всему объему нагревают до 220–240 °С. После сварки желательно обеспечить как можно более медленное остывание детали.

Стоимость доработки РК УАЗ, руб.
ПонижениеКомплект шестеренРаботаИтого
2,8913 00010 00023 000
3,3722 00012 00025 000
3,8022 00022 00044 000

Теперь посчитаем… не зубья, а деньги. Таблица стоимости работ наглядно показывает затраты на доработку раздатки. Следует учесть, что при доводке агрегата помимо установки «правильных» шестерен обращают внимание на полноту их зацепления между собой. В заводском исполнении возможны неприятные сюрпризы. Кроме того, в обязательном порядке дорабатывается штоки вилок переключения, что приводит вероятность выбивания полного привода или понижающей передачи к нулю. Новая штатная раздаточная коробка стоит около 25 000 рублей, и на этом фоне ценник на тюнинг агрегата выглядят не такими уж и внушительным.

Автор благодарит механика тюнинг-ателье «Галагрин» Александра Смирнова за возможность вникнуть в суть проводимых работ.

Продолжение: Зуб на зуб 2 (хорошее продолжение), Зуб на зуб 3 (еще одно продолжение).