День 4, Золотанка –7–й км «Французской» дороги (подъем). Ночевка была организована на берегу реки Усть–Улс недалеко от поселка Золотанка. Машины специально оборудованы спальными местами, поэтому выспались все отлично. Полюбовавшись на осенние виды отправляемся в дорогу. Первоначально рассматривалось два варианта движения: по дороге вдоль р. Улс с многочисленными участками движения по руслу и с последующим подъемом на Кваркуш с востока или пересечения плато с запада на восток (основной вариант). Убедившись в высоком уровне воды в р. Улс, было принято решение двигаться на юг к точке начала подъема на плато по «французской» дороге. Отличный грейдер ведет к началу подъема. Как хочется думать, что так будет на всем протяжении маршрута, но тогда теряется вся соль таких путешествий, ведь самое интересное там, где нет хороших дорог.
До начала подъема добираемся довольно быстро, а затем сразу же начинаются глубокие — до метра и более— колеи от «Уралов» и другой тяжелой техники. Должен отметить, что нам очень повезло с погодой — конечно же, пасмурно, но дождей не было уже довольно долго, поэтому колеи сухие. Менее глубокими они от этого не стали, но между глиной сухой и глиной мокрой разница есть, не правда ли? Такая дорога будет на всем протяжении до Кваркуша, поэтому очень хорошо, что у нас есть возможность освежить навыки точного пилотирования. Точного — это означает с точностью до нескольких сантиметров. На этом этапе дорога довольно широкая, это уже потом мы будем еле–еле протискиваться между деревьями, стараясь не свалиться в колею. В низинах встречаются заболоченные участки, но пока они все вполне преодолимы. Кроме одного.
Уже под вечер подходим к залитому водой участку. Прямо — расквашенные колеи от тяжелой техники, нога уходит в воду практически полностью. Справа — явно заболоченное место, слева — непроходимый лес.
Примечаю в стороне от дороги оборудованное костровище, что наводит на определенные мысли… Предчувствия меня не обманули — головная машина, проехав несколько метров, надежно погружается в вязкий грунт. Операция по доставанию ее оттуда стала весьма нетривиальной задачей.
Вторая попытка, на сей раз я попытался прорваться справа от дороги. Бесполезно, увяз буквально на первых же метрах. Машину с большим трудом вытащили уже в полной темноте. Стало понятно, что костровище здесь оборудовано неспроста, и мы уже сильно не первые. Ну что же, будем ночевать здесь. Утро вечера мудренее.
День 5, 7–й км «Французской» дороги –23–й км «Французской» дороги.
Почему–то местные зовут дорогу на Кваркуш «французской». Этимология этого названия таинственна. По одной версии, ее так назвали в честь неких «французов», проехавших по ней на внедорожниках. По другой — в память о деятельности русско–французского акционерного общества, построившего в тех краях в конце XIXвека металлургический завод. Но как бы там ни было, ехать по этой дороге мы можем только вперед.
Все–таки мы совершенно правильно сделали, что не стали «рубиться» ночью. Утром, выспавшись и позавтракав, за час замостили разбитые колеи свеженапиленным подростом и проехали с первого раза по прямой.
На первый взгляд ничего сложного…
Дальше будет только хуже, и красноречивее всего об этом говорит наш пробег на сегодня — аж 16 километров. Глубокие колеи, а значит, ехать надо «вразрез», периодически перескакивая с одной стороны дороги на другую, деревья, стоящие настолько близко к дороге, что складываются зеркала, глубокие и длинные лужи с вязким дном, ставшие самостоятельными экосистемами… Когда машина все–таки сваливается в колею, то на ее вытаскивание уходит 40–50 минут, в дело идет все, и бензопила, и хайджек, и лебедка. И, конечно же, совместный труд всех путешественников. Но все равно, осенний Урал прекрасен. Мы буквально упиваемся разноцветьем листьев, роскошной ярко–красной рябиной, ароматом хвои и прелых листьев.
Технология уже отработана.
Ночевали в этот раз прямо в колее, машины все равно некуда девать: по обеим сторонам дороги лес стоит стеной. На небольшой полянке, с ковром из черники внизу и из звезд наверху, развели костер и отужинали, после чего отправились спать по машинам. Завтра — Кваркуш.