День 7, 2–й км спуска (2–й Жигалан) – Жигаланские водопады – Североуральск. Утром настроение у всех бодрое, уже выходим на Жигаланские водопады и к людям. Камни на дороге все те же, но отдохнувшая команда справляется с трудностями с куда большим энтузиазмом. Ползем по–прежнему вниз, но осталось уже немного. На выходе с этого спецучастка встречаем местных в компании двух монахов, причем один из них — из Московского Данилова монастыря. Душевно пообщались, оценили размеры совсем свежих медвежьих следов и направились к собственно каскаду водопадов.
Географическая справка: Жигаланские водопады возникли на реке Жигалан, которая берет начало в снежниках на восточном склоне хребта Кваркуш. Любопытно, что при длине ручья около 8 километров перепад высот от истока до устья составляет почти 630 метров! Неудивительно, что при таком перепаде возник целый каскад красивейших водопадов. Протяженность такого каскада водопадов – 550 метров.
Проехав несколько километров по грейдеру и взяв небольшой бродик, ставим машины на очередной поляне. Дальше идем пешком. Чтобы увидеть весь каскад, нужно пройти по лесной тропе пару километров в гору. Место это довольно посещаемое, поэтому тропа утоптанная, но идти все равно непросто. Дождь, к сожалению, только усиливается, но нас это не останавливает.
Еще раз убеждаемся, что уральская осень полна особого очарования. Пусть пасмурно и дождливо, но погода все–таки меняется, а значит, есть возможность насладиться осенними красками. К тому же, нет мошки и комаров, что существенно облегчает жизнь. По пути не переставая фотографируем, практически все ракурсы дают превосходную картинку. Так, поднимаясь от одного водопада к другому, и забираемся на самый верх. Дальше можно подняться только с альпинистским снаряжением. Увиденное, безусловно, стоило всех приложенных усилий.
Добравшись до машин, устраиваем праздничный обед. Очень удачно, что внизу есть небольшой навес с лавочками, поэтому дождь нам не страшен. Мы прошли колеи «французской» дороги, в густом тумане перебрались через верховое болото, преодолели сложный спуск по каменной дороге, так что можно себе позволить. С нами здоровается кто–то из местных, по какой–то причине оказавшийся здесь. Выясняется, что он — водитель сурового уральского «Урала». Узнав, как мы здесь оказались, цокает языком и свидетельствует о своем уважении к «экстремалам из Москвы».
Жигаланские водопады.
Внедорожная часть путешествия полностью выполнена, теперь нас ждет продолжение части исторический — старинные города Верхотурье и Невьянск. Почти полторы сотни километров по разбитому грейдеру, расстрелянный знак «Европа–Азия», и мы выходим на асфальт. Поздно вечером оказываемся в Североуральске. Затратив на поиски гостиницы какое–то время, наконец находим что–то подходящее, а главное — с душем! Правда вскоре выясняется, что одному экипажу придется спать в массажном кабинете, а второму — «с хорошими ребятами». Перспектива общения с «хорошими ребятами» особо не радует, поэтому я со штурманом сплю в машине около гостиницы, предварительно омывшись в душе гостинице, любезно предоставленном хранительницей заведения.
День 8, Североуральск – Верхотурье – Невьянск. Сегодня мы посетим два старинных уральских города, Верхотурье и Невьянск. В Верхотурье мы уже бывали, тем радостнее будет встреча. Этот этап знаменует собой историческую часть нашего маршрута.
Утро посвятили осмотру и обслуживанию техники. Все в порядке, криминала не выявлено, отправляемся в путь. От Североуральска до Верхотурья примерно 200 км. Здесь мы посещаем в том числе уже известные нам Верхотурский Николаевский монастырь и Крестовоздвиженский собор, третий по величине собор в России, уступающий лишь храму Христа Спасителя и Исаакиевскому собору.
Верхотурье, историческая справка: Основан в 1597 году государственной экспедицией Василия Головина и Ивана Воейкова как острог на месте существовавшего ранее мансийского городища Неромкарр для защиты одного из самых популярных водных путей в Сибирь: вверх по Каме до Соликамска, затем посуху, а затем вниз по Туре в Обь. Верхотурье стало главной крепостью на пути в Сибирь. В 1600 году была устроена таможня, и через город шли все сибирские товары. С XVII века была учреждена государственная ямская служба на Бабиновской дороге. Строительство других дорог было запрещено. Город сильно пострадал от пожаров 1674 и 1738 годов, а его развитие замедлилось в середине XVIII века из–за отмены таможни и закрытия в 1763 году Верхотурского тракта. При учреждении губерний — уездный город в Тобольской губернии. Это был самый большой уезд в России — он включал практически всю населённую русскими к тому времени часть Урала, от Печоры на севере до Уфы на юге, от Вишеры и Чусовой на западе до притоков Иртыша на востоке. С 1783 года — город был передан в Пермское наместничество. В XIX веке пути сообщения с Сибирью смещаются далеко на юг, и Верхотурье теряет и торговое значение. В 1906 г. открылось движение по Богословской железной дороге, станция которой построена в 8 км от города. После революций 1917 года в городе сначала взяли власть большевики, а с сентября 1918 года по июль 1919 года Верхотурье находилось под контролем армии Колчака. В 1926 году Верхотурье потеряло статус города, который ему вернули только в 1947 году, в связи с 350–летием со дня основания. Верхотурье является одновременно и самым старым, и самым малочисленным городом в Свердловской области, центр православия на Урале и один из старейших городов России за уральскими горами.
Отобедав, отправляемся в Невьянск, до которого чуть больше 200 километров. Дороги очень хорошие, поэтому никаких трудностей не возникло.
Невьянск, историческая справка: Невьянск основан по указу Петра I в 1701 году в как поселок Невьянский связи со строительством чугуноплавильного и железоплавильного заводов. Первая плавка была произведена 15 декабря 1701 года, и эту дату принято считать днем рождения Невьянска — первого в мире города–завода.
Завод в связи со строительством казённого чугуноплавильного и железоделательного завода, действовал с 1701 г. В 1702 г. Пётр I передал завод в частное владение первому из династии крупнейших заводовладельцев Демидовых – Никите Антуфьеву (Демидову, 1656–1725). На Невьянском заводе впервые появилось клеймо Демидовых «Старый соболь»).Из–за истощения рудных источников к середине XIXвека несколько утратил своё значение; к началу ХХ века стал выпускать трубы, машины, механизмы. В 1902 г. здесь впервые в России было организовано производство драг для золото–платиновой промышленности. В Невьянске развивались кустарные промыслы по изготовлению сундуков и сапог. Город Невьянск с 1919 г. Название по расположению на р. Нейва (в XVII— начале XVIIIвеков река называлась Невья). Гидроним убедительной этимологии не имеет.
Самой известной достопримечательностью города является, безусловно, Невьянская наклонная башня, построенная в 1732 году. Это самое известное архитектурное сооружение на Среднем Урале. Ее окружает множество легенд и преданий, что не может не способствовать ее популярности среди туристов. Здесь буквально физически ощущаешь прикосновение к истории нашей страны. Здесь, чуть ли не по этой же булыжной мостовой, ходили Демидовы, именно здесь начиналась первая волна индустриализации. И даже пруд через дорогу — это не просто пруд, а фактически водный резервуар, обеспечивавший работу целого завода.
Завершив экскурсионную программу, останавливаемся в гостинице «Старый соболь» (этимологию этого названия смотри выше). Историческая часть нашего путешествия, в которую, по большому счету, входил еще и Соликамск, можно считать завершенной. Завтра утром отправляемся домой.
Дни 8 и 9, Невьянск– Можга – Москва. Этап выброски, как и всегда, при грамотной организации похода не приносит никаких неожиданностей. Пройдя 710 километров через Качканар, Чусовой, Пермь и Ижевск, останавливаемся в придорожном мотеле в городке Можга. Рано утром стартуем в Москву, нам предстоит пройти почти 1200 километров через Набережные Челны, Казань и Нижний Новгород. Для тяжелых экспедиционников это много. Но погода отличная, группа хорошо отдохнула, так что особых сложностей это доставить не должно. С остановками только на заправку автомобилей и обед прибываем в Москву около 23 часов. Поход пройден в соответствии с графиком, все поставленные цели достигнуты, на борта машин можно наклеить еще одну честно заслуженную наклейку.