Информация

«Французская дорога» и Жигалан

Кваркуш: «Французская дорога»

День 6, 23–й км «Французской» дороги – 2–й км спуска (2–й Жигалан). Сегодня кульминация поездки — выходим на плато Кваркуш. Примерно в середине дня лес кончается и дорога выходит к «Пастухам», заимке, а может быть, домику оленеводов. Зашли, осмотрели интерьер, в том числе и баню, которую топят «по–черному», оставили пару банок тушенки, как это принято в тех краях.

Осенний Урал.

Кажется, что сейчас нам навстречу выедут три богатыря. А затем мы без какого–бы то ни было перехода въезжаем в горную тундру. Ни единого дерева, лишь мхи и лишайники. На горизонте видны горы. Опять объедаемся черникой, фотографируем и продолжаем движение.

Плато Кваркуш.

С утра было сухо, но как только мы приблизились к высшей точке плато, опустился туман и полил дождь. Видимость составляла буквально несколько метров, и это при том, что мы вышли на самый сложный участок — верховое болото. Да, там самое настоящее болото, мы поняли это, лишь засадив головную машину. Ее с предельной аккуратностью вытащили лебедкой, также аккуратно отъехали на твердую почву и стали думать, как быть дальше.

Место, конечно, атмосферное. Буквально физически ощущается, что вокруг ни души на много километров, но в то же самое время так же сильно ощущается присутствие тех, кто был здесь сотни и тысячи лет назад. Воет ветер, хлещет ливень, а нам обязательно нужно переехать это болото, иначе на ту сторону хребта не перебраться. Принимаем решение произвести пешую разведку как только немного стихнет дождь.

К счастью, долго ждать не пришлось. Видимость по–прежнему составляет порядка 10 метров, поэтому когда перед нами внезапно выплывает огромный холм, сформированный приличного размера камнями, становится как–то не по себе. Вдоль него ведут разбитые тяжелой техникой колеи, нам здесь не проехать никак. Направляемся в другую сторону, забирая левее по курсу. Опять колеи, по которым уже не проехать.

Классическая картина — прошедшая техника сдирает верхний слой дерна, под которым остается практически жидкий торф, поэтому каждый прокладывает себе новую дорогу. Идем дальше, стараясь хоть как–то наметить ориентиры в навигаторе. Вспоминается бессмертный «Ёжик в тумане», только как–то совсем не смешно.

Возвращаемся к машинам по навигатору, хотя отошли максимум на полкилометра на практически ровной местности, на которой нет ни единого растения выше щиколотки.

Джип в тумане.

Тем не менее, как и куда ехать стало понятно. Нетронутая почва выдержит машины, но ехать нужно предельно осторожно, останавливаясь при малейшем подозрении. Проблема заключается в том, что в случае застревания закрепить лебедку не за что, а вывесить машину на хайджеке тоже может не получиться, поскольку почва довольно топкая. Машины пойдут рядом, каждая по своей колее и в пределах досягаемости троса лебедки.

Но перед тем, как отправиться дальше, мы посещаем останцы под названием «Три брата». Они находятся примерно в километре от того места, где мы сейчас стоим. На самом деле здесь можно насчитать не три, а пять скал, просто две из них поменьше. Самые же большие достигают в высоту 10–12 метров. Не может быть и речи, чтобы подъехать туда на машинах — почва становится еще менее надежной, появляются лужи и какие–то разводья. Заносим в навигатор точку стояния и отправляемся пешком. Один из нас остается в машине с наказом сигналить каждые пять минут. Выходим к останцам где–то через полчаса.

«Три брата».

Древняя, спящая сила — вот, что можно сказать об этом месте. Возможно, это просто погода так повлияла на мое восприятие, возможно… Очередная фотосессия, и отправляемся обратно к машинам. Снова по навигатору, иначе можно уйти очень далеко. Откуда–то издалека доносится сигнал. Даже несмотря на навигатор, все равно вышли откуда–то сбоку. В общем, пора уезжать, пока не начались сюрпризы.

Легко сказать — «уезжать». А как ехать–то, вернее, куда? И здесь следует сказать отдельное «спасибо» штурману, который заранее внес в навигатор ключевые точки на плато. И мы отправились в «полет по приборам».

Медленно, осторожно мы перемещаемся от одной точки к другой, надеясь, что указаны они правильно. Что нас окружает, об этом можно только догадываться. Проезжаем место самой настоящей драмы — кто–то большой и тяжелый очень долго ворочался в этом болоте, все разворочено, видно кострище и даже поленья (!); понятно, что сидели здесь не менее суток, а скорее всего дольше.

Долго ли, коротко ли, постепенно выбираемся из болота. Напряжение сразу спадает, а настроение, наоборот, поднимается. Дорога идет на спуск, и мы решаем подъехать к речке Жигалан, знаменитой своими водопадами. Речка как речка, ничего особенного, несколько метров ширины. Еще пара точек, и мы выходим на участок, ведущий на спуск с плато.

Туман понемногу рассеивается, а мы оказываемся на весьма каменистой дороге. Весьма. Какие–то глубокие ухабы, валуны прямо под колесами, просто большие камни, над которыми приходится проезжать буквально впритирку. Вот здесь и нужен штурман — не менее половины спуска проходим, следуя его указаниям, как нужно расположить машину и насколько следует повернуть руль, чтобы проехать тот или иной камень без ущерба для матчасти. И все равно, потом окажется, что нижняя часть редуктора переднего моста буквально стесана о камни.

На спуске.

Вся группа работает с предельным напряжением, несмотря на минимальную скорость движения. Вот впереди объезд, сделанный тяжелой техникой. Как всегда, размолоченная почва, промоины, скользкие боковые уклоны. После тщательного осмотра и обсуждения решаем идти по объезду. В самых сомнительных местах укладываем для гарантии бревна и ветки и аккуратно переезжаем сложное место. Еще раз убеждаемся в правильности утверждения: время, потраченное на подготовку проезда, гораздо меньше времени, затраченного на извлечение машины из засады и все равно неизбежную подготовку проезда.