27.03.2013
Вид туристического похода: автомобильный, с пешими радиальными выходами
Категория сложности: 2
Даты проведения: 9–19 сентября 2011 г.
Продолжительность похода: 10 дней
Протяженность маршрута: 4500 км.
Маршрут: Москва – Ярославль – Кострома – Котельнич – Киров – Березняки – Соликамск – Красновишерск – плато Кваркуш – водопады Жигалана – Североуральск – Верхотурье – Невьянск – Качканар – Чусовой – Пермь – Ижевск – Можга – Набережные Челны – Казань – Нижний Новгород – Москва
Состав группы: 4 человека
Район путешествия: Северный Урал (Пермский край, Свердловская область)
Данные согласно спутниковому мониторингу www.GPSHome.ru:
Начало данных | 00:45:35 09–09–2011 |
Конец данных | 04:03:16 19–09–2011 |
Продолжительность данных | 10 суток 03 часа |
Пробег: | 4410 |
Максимальная скорость: | 125.00 км/ч |
Сведения о районе путешествия
Плато Кваркуш
Плато Кваркуш находиться к западу от Главного Уральского хребта на северо–востоке Пермского края, недалеко от границы со Свердловской областью. Плато Кваркуш представляет собой плоскогорье протяженностью 60 км и шириной 12–15 км с преобладающими высотами 800–1000 метров. Ландшафт представляет собой горную тундру, перемежающуюся курумником и верховыми болотами. На плато находится несколько вершин, самой высокой из которых является гора Вогульский камень (1066 м.) Здесь берут начало несколько рек, самые крупные из них – Жигалан, Рассоха, Крестовка, Западный и Восточный Молмыс. Наибольший интерес представляет река Жигалан, на которой расположен каскад из пяти водопадов высотой до 10 метров: при длине реки в 7–8 км перепад высот от истока до устья составляет 630 метров. Плато отличается суровым климатом с частыми ветрами и большим количеством осадков. Климат резко континентальный, с коротким летом и длинной зимой. Снег окончательно сходит лишь в июне, а ложится в сентябре – октябре.
Топоним «кваркуш» на коми–пермяцком языке означает «голый Урал». Манси называют хребет иначе – Пурап. На Кваркуше бывал известный писатель Виктор Астафьев. В частности, Кваркушу посвящен его небольшой рассказ «Марьины коренья». Вот что он писал: «Однажды мне довелось побывать на Северном Урале. Я сидел на каменной осыпи одного из отрогов вершины Кваркуш. Из–за Вогульской сопки, отчетливо видной вдали, медленно поднималось солнце, и сопка то озарялась с восточной стороны, то снова делалась сумеречной от наползающих на нее облаков…».
Условно путешествие можно разбить на четыре этапа:
Этап 1: Заброска (Москва –Красновишерск/Золотанка), в ходе которого нужно было проехать по асфальтовым дорогам до западных склонов Уральских гор
Этап 2: Переход Главного Уральского хребта с запада на восток, в ходе которого планировалось пройти плато Кваркуш и посетить Жигаланские водопады. Движение осуществлялось по грейдированным (70%) и грунтовым (30%) дорогам различного качества.
Этап 3: Историческая часть, в ходе предполагалось посетить города Верхотурье и Невьянск.
Этап 4: Выброска (Невьянск – Москва)
Снаряжение и подготовка автомобилей:
В путешествии использовались автомобили УАЗ–3163 в легкой экспедиционной подготовке. На оба автомобиля были установлена грязевая резина, электрические передние лебедки, силовые передние бампера, шноркели, оборудованы спальные места и др. Группа также была укомплектована реечным домкратом, бензопилой, удлинителями троса, рывковыми тросами.
Перед походом оба автомобиля прошли профилактическое техническое обслуживание. Кроме того, группа была укомплектована необходимым набором запасных частей и ГСМ.
В частности, в каждом автомобиле имелось по три канистры с топливом объемом по 20 литров.
Связь, навигация и мониторинг: спутниковый мониторинг путешествия осуществлялся в режиме реального времени (при наличии сети GSM) с помощью модуля, установленного на одной из машин. Кроме того, в автомобилях были установлены стационарные CВ–радиостанция, а также имелись портативные радиостанции диапазона 450 МГц. Навигация осуществлялась с помощью программ NavitelNavigator, OziExplorer, а также атласа России.
График движения и техническое описание маршрута
День | Маршрут | Про-бег, | Начало/ | Питание/ | Условия | АЗС |
1 | Москва – Котельнич | 830 | 8:00 – 22:00 | общепит/гостиница | Асфальт | есть |
2 | Котельнич – Соликамск | 800 | 9:00 – 23:00 | общепит/гостиница | Асфальт/грейдер | есть |
3 | Соликамск – | 300 | 9:30 – 20:00 | поле/лагерь | Асфальт/грейдер/грунтовка | частично |
4 | Золотанка– | 50 | 10:00 – 20:00 | Поле/лагерь | Грейдер/ | нет |
5 | 7–й км «Французской» дороги – | 16 | 10:00 – 20:00 | Поле/лагерь | Грунтовка/колеи | нет |
6 | 23–й км «Французской» дороги – 2–й км спуска (2–й Жигалан) | 34 | 10:00 – 18:00 | Поле/лагерь | Грунтовка/колеи/верховые болота/курумник | нет |
7 | 2–й км спуска | 100 | 10:00 – 19:00 | Поле/гостиница | Курумник/ | нет |
8 | Североуральск – Верхотурье – Невьянск | 400 | 10:00 – 20:00 | Общепит/гостиница | Асфальт | да |
9 | Невьянск – Можга | 710 | 12:00 – 23:00 | Общепит/гостиница | Асфальт | да |
10 | Можга – Москва | 1170 | 08:00— 23:00 | Общепит | Асфальт | да |