Информация

Отчет об автомобильном походе Москва - Кваркуш - Москва на УАЗ-3163

27.03.2013

Отчет об автомобильном походе Москва - Кваркуш - Москва на УАЗ-3163

Справочные сведения

Вид туристического похода: автомобильный, с пешими радиальными выходами
Категория сложности: 2
Даты проведения: 9–19 сентября 2011 г.
Продолжительность похода: 10 дней
Протяженность маршрута: 4500 км.

Маршрут: Москва – Ярославль – Кострома – Котельнич – Киров – Березняки – Соликамск – Красновишерск – плато Кваркуш – водопады Жигалана – Североуральск – Верхотурье – Невьянск – Качканар – Чусовой – Пермь – Ижевск – Можга – Набережные Челны – Казань – Нижний Новгород – Москва

Состав группы: 4 человека

Район путешествия: Северный Урал (Пермский край, Свердловская область)

Данные согласно спутниковому мониторингу www.GPSHome.ru:

Начало данных

00:45:35 09–09–2011

Конец данных

04:03:16 19–09–2011

Продолжительность данных

10 суток 03 часа

Пробег:

4410

Максимальная скорость:

125.00 км/ч

Сведения о районе путешествия

Плато Кваркуш

Плато Кваркуш находиться к западу от Главного Уральского хребта на северо–востоке Пермского края, недалеко от границы со Свердловской областью. Плато Кваркуш представляет собой плоскогорье протяженностью 60 км и шириной 12–15 км с преобладающими высотами 800–1000 метров. Ландшафт представляет собой горную тундру, перемежающуюся курумником и верховыми болотами. На плато находится несколько вершин, самой высокой из которых является гора Вогульский камень (1066 м.) Здесь берут начало несколько рек, самые крупные из них – Жигалан, Рассоха, Крестовка, Западный и Восточный Молмыс. Наибольший интерес представляет река Жигалан, на которой расположен каскад из пяти водопадов высотой до 10 метров: при длине реки в 7–8 км перепад высот от истока до устья составляет 630 метров. Плато отличается суровым климатом с частыми ветрами и большим количеством осадков. Климат резко континентальный, с коротким летом и длинной зимой. Снег окончательно сходит лишь в июне, а ложится в сентябре – октябре.

Топоним «кваркуш» на коми–пермяцком языке означает «голый Урал». Манси называют хребет иначе – Пурап. На Кваркуше бывал известный писатель Виктор Астафьев. В частности, Кваркушу посвящен его небольшой рассказ «Марьины коренья». Вот что он писал: «Однажды мне довелось побывать на Северном Урале. Я сидел на каменной осыпи одного из отрогов вершины Кваркуш. Из–за Вогульской сопки, отчетливо видной вдали, медленно поднималось солнце, и сопка то озарялась с восточной стороны, то снова делалась сумеречной от наползающих на нее облаков…».

Организация путешествия

Условно путешествие можно разбить на четыре этапа:

Этап 1: Заброска (Москва –Красновишерск/Золотанка), в ходе которого нужно было проехать по асфальтовым дорогам до западных склонов Уральских гор

Этап 2: Переход Главного Уральского хребта с запада на восток, в ходе которого планировалось пройти плато Кваркуш и посетить Жигаланские водопады. Движение осуществлялось по грейдированным (70%) и грунтовым (30%) дорогам различного качества.

Этап 3: Историческая часть, в ходе предполагалось посетить города Верхотурье и Невьянск.

Этап 4: Выброска (Невьянск – Москва)

Снаряжение и подготовка автомобилей:

В путешествии использовались автомобили УАЗ–3163 в легкой экспедиционной подготовке. На оба автомобиля были установлена грязевая резина, электрические передние лебедки, силовые передние бампера, шноркели, оборудованы спальные места и др. Группа также была укомплектована реечным домкратом, бензопилой, удлинителями троса, рывковыми тросами.

Перед походом оба автомобиля прошли профилактическое техническое обслуживание. Кроме того, группа была укомплектована необходимым набором запасных частей и ГСМ.
В частности, в каждом автомобиле имелось по три канистры с топливом объемом по 20 литров.

Связь, навигация и мониторинг: спутниковый мониторинг путешествия осуществлялся в режиме реального времени (при наличии сети GSM) с помощью модуля, установленного на одной из машин. Кроме того, в автомобилях были установлены стационарные CВ–радиостанция, а также имелись портативные радиостанции диапазона 450 МГц. Навигация осуществлялась с помощью программ NavitelNavigator, OziExplorer, а также атласа России.

График движения и техническое описание маршрута

День

Маршрут

Про-бег,
Км

Начало/
конец движения

Питание/
ночлег

Условия

АЗС

1

Москва – Котельнич

830

8:00 – 22:00

общепит/гостиница

Асфальт

есть

2

Котельнич – Соликамск

800

9:00 – 23:00

общепит/гостиница

Асфальт/грейдер

есть

3

Соликамск –
ск. Ветлан –
г. Помяненный камень –
пос. Золотанка

300

9:30 – 20:00

поле/лагерь

Асфальт/грейдер/грунтовка

частично

4

Золотанка–
7–й км «Французской» дороги (подъем)

50

10:00 – 20:00

Поле/лагерь

Грейдер/
грунтовка/колеи/
заболоченные участки

нет

5

7–й км «Французской» дороги –
23–й км «Французской» дороги

16

10:00 – 20:00

Поле/лагерь

Грунтовка/колеи

нет

6

23–й км «Французской» дороги – 2–й км спуска (2–й Жигалан)

34

10:00 – 18:00

Поле/лагерь

Грунтовка/колеи/верховые болота/курумник

нет

7

2–й км спуска
(2–й Жигалан) – Жигаланские водопады – Североуральск

100

10:00 – 19:00

Поле/гостиница

Курумник/
грейдер

нет

8

Североуральск – Верхотурье – Невьянск

400

10:00 – 20:00

Общепит/гостиница

Асфальт

да

9

Невьянск – Можга

710

12:00 – 23:00

Общепит/гостиница

Асфальт

да

10

Можга – Москва

1170

08:00— 23:00

Общепит

Асфальт

да