День 15, 12 августа: юрта около Мугур-Аксы – Абакан. Жизнь не стоит на месте – теперь даже на Яндекс.Картах можно разобраться, куда надо было ехать. А в то утро мы проснулись посреди поросшей высокой травой равнины, окруженной буквально плюшевыми зелеными холмами. «Газон» куда-то подевался, но юрта стоит на месте. Как ни странно, выспались более-менее хорошо, даже штурман. Позавтракали, чем Бог послал, попрощались с бригадой и направились дальше по маршруту. Дождик то моросит, то перестает, дороги грунтовые, но пока ровные, и можно ехать достаточно быстро. Проезжаем небольшой населенный пункт, которого даже на карте нет, и начинаем забираться на очередной перевал, видимо, это хребет Утуг-Хая. Дорога на перевале широкая, причем ее улучшают – видна техника и приготовленные к установке бетонные отбойники. Ни машин, ни людей, одинокая попутная «нива» становится поводом для дискуссии, позавтракал ли ее экипаж или только собирается это сделать. Дождь усиливается, низкие облака несутся прямо над головой.
«А поутру они проснулись».
Дорога спускается с перевала и начинает виться среди живописных скал. Внизу бежит речка Барлык, утесы за рекой поросли лесом. Несколько раз встречаются небольшие стада под присмотром пастухов, кое-где видны юрты, из труб вьется уютный дымок... А дождь здесь был довольно сильный – на самой середине дороги шириной где-то в полторы-две полосы лежит валун размером с магистральный тягач. Аккуратно объезжаем по обочине и начинаем рассуждать, как его будут убирать.
Последствия буйства стихии.
Дорога перебирается на другой берег Барлыка и вскоре встречаем столовую с вывеской, конечно же, на тувинском. Природа полна удивительной дикой красоты, и мы все время сравниваем Алтай и Туву. Алтай чем-то похож на огромный парк – и в парке могут встречаться глухие уголки, но все равно отдаешь себе отчет, что рано или поздно «выйдешь к людям», асфальтовым дорожкам и мороженому. Тува же – по-настоящему дикое место, люди не успели еще трансформировать ее первозданный облик. Я ничуть бы не удивился, если бы нам навстречу вылетела конная сотня, даже время здесь идет по-другому. Кстати, именно здесь мы встретили небольшое стадо довольно мелких яков (?) в сопровождении пастуха.
Скалы постепенно заканчиваются, и просторы начинают расширяться все больше и больше. До асфальта нам осталось чуть меньше двухсот километров. На первый взгляд дорога ровная, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что вся она покрыта камнями в полкирпича, расположенными на расстоянии 30-40 см друг от друга. На всем протяжении. В других отчетах мне попадались упоминания об этой «трассе», так что морально я был готов к этому испытанию. Иногда видны отчаянные попытки объехать этот вибростенд по полю, однако потом колеи все равно возвращаются на «дорогу». Но рано или поздно все заканчивается, закончился и этот участок нашего пути, и мы выехали на более-менее приличный грейдер, откуда уже недалеко и до асфальта.
Въехав в Чадан, видим столовую и заправку. Обед — это святое. Надо сказать, что данный случай оказался единственным за всю мою практику, когда после обеда в придорожной кафешке наступили, так сказать, последствия... Здесь же состоялась весьма примечательная встреча, служащая иллюстрацией свирепых тувинских нравов. После обеда мы решили заехать на эстакаду и осмотреть машину на предмет отвалившихся частей. Таковых обнаружено не было, за исключением двух «съеденных» резинок, а съехав с эстакады познакомились с крепкими золотозубыми ребятами на «чОрной» восьмерке. Рассказали кто мы и откуда, искреннее повосхищались природой и выразили надежду, что когда-нибудь обязательно сюда вернемся. Ребята растрогались, попросили передать, чтобы гости с уважением относились к местным (что совершенно резонно) и на прощание предложили косячок с продуктами местного растениеводства. Я, конечно же, вежливо отказался, но сам факт... В общем, расстались друзьями. Дорогие путешественники, относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам, и все будет хорошо. Даже в Туве.
Время около четырех часов дня. Погода наладилась, но ехать довольно далеко и штурман сомневается, что нам удастся остановиться где-то раньше Абакана. На границе Тувы и Хакасии нас в первый и единственный раз за всю поездку остановил сотрудник ДПС. Это был стационарный пост, а дорога просто перегорожена шлагбаумом. Переписал наши данные и отпустил. Чувствуется накопившаяся усталость, к тому же забарахлила перекачка. Я уже начал беспокоиться: столько едем, а она все работает и работает. Оказалось, что виноваты мы сами, не закрутили как следует пробку правого бензобака. Дорога идет через горные перевалы Хакасии и плавно уходит в Саяны. Смеркается, дорога крутит и крутит, подъемы, спуски, крутые повороты...
Если попытаться выразить впечатления от краткого проезда по доступному нам кусочку Саян одним словом, то этим словом будет «мощь». Там буквально физически ощущается древняя сила, живущая в огромных гранитных скалах, в простирающейся вокруг тайге. Ее излучение исходит с нависающего над головой неба и буквально пронизывает все ваше существо. Идущие рядом с дорогой могучие опоры ЛЭП (наверняка от Саяно-Шушенской) служат свидетельством того, что здесь могут жить и работать лишь те, кто сами подстать этой древней силе и древним горам. Безумно жаль, что мы здесь только проездом и к тому же так поздно... В Абазе заправились и наконец-то купили мороженого, гостиницы здесь, похоже, нет, поэтому едем до Абакана, куда благополучно прибываем уже ночью. Расположились в гостинице «Дружба», настоящем реликте советской эпохи: все вкривь и вкось, а душ в нашем номере совмещен с туалетом. Машину на стоянку, а сами спать. Утром уже окончательно отправляемся в обратный путь.
Далее: Этап 3: Абакан - Москва