Вот задача: построить вездеход с максимальной проходимостью и надёжностью, при этом бюджет должен быть такой, чтобы это была машина не для особых случаев, а для повседневной работы в охотхозяйстве. А если ещё машина – экологический транспорт это будет здорово!
Какие критерии важны в выборе модели для проекта? Первый – это вместительность при минимальных габаритах и лучших параметрах геометрической проходимости. Второй – стоимость стоковой машины. Третий – ремонтопригодность в полевых условиях и минимальная стоимость запчастей. Четвёртый – простота и надёжность конструкции.
Конечно, это всеми любимый УАЗ вагонной компоновки! Мы выбрали модификацию микроавтобуса, но в категории «Б». Можно развозить по номерам много народа, можно, сняв сиденья, использовать как грузовик. Ещё один плюс: сейчас завод только в комплектации автобуса устанавливает серьговую подвеску, которую можно просто усилить, а вот старую грузовую пришлось бы спиливать – не подходит она для бездорожья.
Но как установить на этот автомобиль колёса низкого давления компании «Авторос» M-TRIM высотой 900 мм и шириной 450 мм (это при среднем давлении 0,6 атмосфер, а при давлении 1,2 атмосферы, что актуально для трассы, высота вырастает до 960 мм!)? Здесь надо решать задачу в двух плоскостях. Во-первых, шины должны разместиться в колёсных арках геометрически, а во-вторых, что не менее важно, ходовая должна быть подготовлена так, чтобы автомобиль реально ехал и не сыпался!
Начнём по порядку. Кузов машины оторвали от рамы на 100 мм с помощью мощных дюралевых проставок и усиленных шпилек. Места сбоку от двигателя закрыли полиуретаном от попадания грязи к мотору. Родные рессоры усилили дополнительным пакетом листов и установили проставки между мостом и рессорой, используя максимальные стремянки фирмы РИФ. Установили надёжные, с увеличенным ходом, но бюджетные амортизаторы РИФ. Шкворневой узел заменили на шкворни с латунными вкладышами. Самое сложное было вырезать арки, да так, чтобы не испортить гармоничность автомобиля. Нам это удалось!
Ну вот, колёса уже проходят, но это ещё далеко не всё. Двигатель остался штатный, а покрышки на 9 дюймов выше и почти в два раза шире. Надо увеличить момент на выходе трансмиссии! Устанавливаем главные передачи 5,125 взамен штатных 4,625, одновременно ставим самоблокирующиеся дифференциалы кулачкового типа БТР-80, специально доработанные для гибридных мостов. В раздаточную коробку устанавливаем понижающий комплект с понижением 3,33, что почти в два раза больше штатного понижения 1,94. Устанавливаем немецкое сцепление SACHS от дизеля CAMINS с «ГАЗели Next». Гидроусилитель руля внедрили также от «ГАЗели Next»: такой в прошлом устанавливался на трёхтонный «Мерседес» с мар-
кировкой ZF8090. Теперь это поедет точно! Расширители и брызговики изготавливаем также из полиуретана. Чтобы не убить максимальную проходимость и надёжность, машину не утяжеляли силовым обвесом и встроили лебёдку SPORT WAY 9500
в штатный бампер, соорудив силовую конструкцию её крепления. Штатные ролики для троса заменили чугунным клюсом. Единственное не связанное с проходимостью, что захотел сделать владелец, это покрытие задней части салона герметичным алюминием. Также установили лебедку стяговым усилием 900 кг той же фирмы SPORT WAY для затягивания различных грузов в салон.
Результат превзошёл ожидания: машина перемещалась по метровому снегу на четвёртой пониженной передаче!
А до места дислокации доехала своим ходом с крейсерской скоростью 90 км/ч! Очень важно, что шины низкого давления наносят минимальный вред природе: они не роют землю, в отличие от обычных внедорожных шин, а проходимость с их применением практически на всех грунтах выше.
ТЕКСТ И ФОТО: АЛЕКСАНДР ГАЛКА