Информация

Этап 3, выводы

  1. Вводные данные
  2. Этап 1
  3. Этап 2
  4. Этап 3, выводы

УАЗ Патриот в Тань-Шане. Этап 3: Казахстан — Москва

Вот и наступил третий этап, путь домой. Никаких приключений, нужно просто спокойно доехать до дома.

День 16, 12мая: Нововоскресеновка — Кызыл-Орда, 807 км. Как ни странно, проснулся часов в восемь утра, вполне отдохнувший и бодрый. Вскоре появились хозяева, пригласили на завтрак. Отказываться не стал, хотя и не напрашивался. Все очень дружелюбно и тепло. Немного побеседовали за жизнь, хозяин сам оказался служащим таможни. Он подтвердил, что их поселок считается неспокойным местом, так что моя благодарность возросла еще больше. Подарил его дочкам пару наклеек, поблагодарил за гостеприимство и отправился в путь-дорогу. По плану я сегодня должен быть в Кызыл-Орде.

Погода отличная, настроение бодрое, дорога хорошая. Под Таразом наслаждался видом цветущих полей — красные, лиловые и голубые поля цветов до горизонта. А на горизонте — снежные вершины. Очень красиво, мне даже на границе говорили, что под Таразом на это стоит обратить внимание. Вышел на трассу М32 Самара — Чимкент.Ближе к вечеру начались какие-то ремонты дороги с разбитыми объездами, причем выезд на отремонтированную трассу в половине случаев устроен так, что сразу оказываешься на встречке. Километров за двадцать до финиша в полной темноте почти увернулся от кучи окаменевшего говна грунта, высотой метра в полтора, лежащей прямо на трассе. На самом деле это оказалась вовсе не куча, а указатель дорожных работ, в нее специальная палка воткнута. Под Кызыл-Ордой дальнобойщики рассказали, где у них есть стоянка, зарулил туда. Есть все, кроме душа, увы. Поужинал, встал на стоянку и помылся из канистры, зря я что-ли ее с собой таскаю.

День 17, 13мая: Кызыл-Орда —100 км до Карабутака, 734 км. На огромной пустой стоянке для фур меня надо было поставить именно так, чтобы разбудить в полвосьмого утра икого-товыпустить. Ну да ладно, поехали дальше. На выезде из Кызыл-Орды отличный асфальт, с разметкой, я даже помечтал, как замечательно буду сегодня ехать. Ага, как же. Очень скоро эта радость закончилась и начался кошмар длиной не меньше ста километров. Объезды реконструируемой трассы справа, слева, сверху и снизу, пыль, камни, гребенка, ямы… Иногда было видно, как отчаявшиеся водители проделывали заезды на недоделанное полотно трассы, чтобы проехать по нему хотя бы пару километров. Тяжко, честно говоря, а ведь это единственный транспортный коридор в меридиональном направлении на западе Казахстана. Надеюсь, этот ремонт когда-нибудь прекратят.

После Байконура еще немного объездов, но уже не таких суровых, а после Арала пошла прямая как стрела пустая новенькая трасса. Машин, можно сказать, нет. И когда на этой самой пустой трассе на одной-единственной горочке вдруг появился знак «50», я отреагировал на пару секунд позже, чем надо, и подистошные вопли радар-детектора въехал в широко распростертые объятия «жол полициясы».Нет, вы не подумайте, никакого вымогательства и отвратительной коррупции, что вы. Все строго официально: оформляется протокол, права изымаются, может быть, их даже в Россию вышлют когда-нибудь. Еще бы, превышение на целых 18 км/ч. Пришлось вспоминать практически угасшие навыки. В результате я уехал с правами, а они… Они никуда не уехали, стали ждать следующего. Под единственным километров на двести в обе стороны переломом профиля…

По плану я должен был тянуть до Карабутака, до которого еще километров 150, но тогда о «кызылординских объездах» я ничего не знал. Время уже около восьми вечера, стремительно темнеет. На карте обозначена заправка, попробую остановиться на ночлег там. Заправка закрытанавсегда, но есть кафешка с надписью KAFE, а у кафешки — огороженная стоянка. Отлично. Свеженький ремонт, замечательный дастархан. Меня спрашивают, не подвезу ли я завтра в Актюбинск (300 км.) хозяйку этого Богоугодного заведения. Я соглашаюсь, но при условии бесплатной стоянки. Ну вот, сто рублей сэкономил, всякая бородавка на теле прибавка. В принципе, сэкономить можно было и просто остановившись по другую сторону забора рядом с дальнобойщиками, но так интереснее.

День 18, 14мая: 100 км до Карабутака — Большая Черниговка, 913 км. Утром выехали с хозяйкой часов в девять и через три с половиной часа уже были в Актюбинске. Наконец-то смог заправиться по карточке и еду дальше. Километров за сто до границы трачу все казахстанские деньги на бензин и чинно тошню дальше. Границу прошел на удивление легко, с нашей стороны отгрохали неимоверных размеров терминал, я по простоте душевной подумал, что это какой-то гипермаркет. В 2010 году, когда ездили на Байконур, такого не было. Народ ахал и охал, узнав про мой маршрут, но паспорт все равно рассматривали долго и пристально. Еще раз спасибо дальнобоям, подсказали, что ближайшая гостиница в Большой Черниговке, примерно в 30 километрах от границы. Отличный номер с душем, чего еще надо. Засыпаю под лягушачьи трели. Ура, я в России!

День 19, 15мая: Большая Черниговка — Чапаев, 771 км. День ничем не примечательный, ехал и ехал. После Самары почему-то долго держали на посту, впервые за 20 лет, что я за рулем, у меня попросили еще и паспорт. К тому же простоял часа полтора на трассе из-за аварии, да и трафик стал куда более плотным. Запомнились только мордовские комары у небольшого придорожного мотельчика, где остановился на ночлег, не мордовские, а самые натуральные мордорские, ужас просто. Завтра должен быть дома, даже не верится.

День 20, 16мая: Чапаев — Кратово, 408 км. Ну вот и все, в половине третьего дня вкатился в ворота. Я вернулся.

Итоги, выводы, рекомендации

Как и всегда, любое путешествие начинается с тщательной подготовки. В случае автомобильных путешествий необходимо должным образом подготовить автомобиль. Уделенное этому время и силы принесли свои плоды: намеченный маршрут успешно пройден полностью и даже с небольшим опережением графика. Отдельную благодарность хочу выразить фирме «Галагрин», подготовившей автомобиль, и фирме «Альптур-Иссык-Куль», оформившей пропуска в погранзону и предоставившей замечательного проводника. Талай, тебе спасибо отдельное!

Общие вопросы
В ходе одиночной поездки на Алтай, состоявшейся в июле 2012 года, я выяснил для себя принципиальную возможность одиночных поездок такого масштаба и уровня сложности. Данная поездка, еще более сложная, успешно это подтвердила.В силу очень большой протяженности маршрута было принято принципиальное решение посещать только заранее намеченные места и достопримечательности, не распыляясь на это на этапах 1 и 3, что дало возможность сохранить время и силы для выполнения поставленной цели. По рекомендациям местных специалистов в маршрут было добавлено посещение Таш-Рабата, ставшего украшением всей поездки.

Жалею, что попал под «дорожный гипноз», когда хочется безостановочно идти по маршруту, несмотря на. Поэтому уже сейчас становится ясно, что сэкономленные два дня можно было использовать с бо́льшим толком, например, оставшись на денек на Иныльчеке или в районе Каркары, покататься на чабанских лошадях и обозреть окрестностиили даже попробовать организовать радиалку до озера Мерцбахера. Также можно было остаться на базе в Караколе в ожидании хорошей погоды в Джеты-Огуз и посетить-таки знаменитые красные скалы. Как бороться с «дорожным гипнозом» мне пока не очень ясно, скорее всего, волевым решением. В дальнейшем буду уделять этому вопросу особое внимание.

Безопасность
Четыре перехода границ прошли, в общем и целом, без особых сюрпризов.На казахско-киргизской границе можно было не поддаваться, но поскольку я был один, то решил не искушать судьбу. С другой стороны, переход в обратном направлении прошел просто замечательно. Не было ни одного эксцесса, угрожающего моей личной безопасности или имуществу. Более того, следует отметить исключительную доброжелательность местных жителей на всем маршруте (при условии адекватного поведения сторон).Наличие местного проводника значительно облегчает общение с местными, но не является критически необходимым.

Матчасть
Серьезных поломок материальной части не было, за исключением радиатора, отремонтированного в тот же день за сто рублей. Для прохождения маршрута требуется классический внедорожник с минимальной подготовкой и крепкими покрышками.«Паркетник», скорее всего, без серьезных поломок по такому маршруту не пройдет в силу недостаточного дорожного просвета, крайне высокой вибронагруженности дорог и перепадов атмосферного давления. В любом случае крайне важно обеспечить надежность и ремонтопригодность матчасти, для чего следует иметь соответствующий комплект запасных частей и инструмент.

Топливо
Качество топлива на всем маршруте хорошее (даже киргизский Аи-80), никаких трудностей с его приобретением не было. В крупных населенных пунктах Казахстана и Киргизии на сетевых АЗС принимаются к оплате пластиковые карты VISA. На АЗС «Газпромнефть», несмотря на уверения их службы по работе с клиентами, российские бонусные карты не принимаются. АЗС предпочитал сетевые, «КазМунайГаз» и «Газпромнефть», вполне российского уровня.

Состояние здоровья
Несмотря на то, что значительная часть маршрута проходила на непривычной для меня высоте от двух до четырех километров, признаков горной болезни не было. На высоте свыше трех с половиной километров можно было отметить повышенную одышливость, но этим все и исчерпывалось. Прочих проблем со здоровьем, в том числе связанных с употреблением местных пищи и воды, не было. Также рекомендуется делать противочумную прививку, без которой в погранзону могут не допустить. Где именно ее делать — непонятно, поскольку в Москве ее не ставят.

Связь
На территории Казахстана и Киргизии данные трекера передавались с использованием местных SIM-карт. Передача данных шла устойчиво и постоянно. В крупных населенных пунктах, в частности, в Караколе, имеется высокоскоростной доступ в Интернет от Билайна.Для обычной телефонной связи использовалась SIM-карта МТС Московского региона с тарифными опциями, кардинально снижающими стоимость трафика (первые десять минут входящего звонка бесплатно). К сожалению, несмотря на уверения службы поддержки Глобалстара, спутниковый телефон с SIM-картой МТС с подключенным международным роумингом заставить работать за границейне удалось.

  1. Вводные данные
  2. Этап 1
  3. Этап 2
  4. Этап 3, выводы