Информация

Этап 1

  1. Вводные данные
  2. Этап 1
  3. Этап 2
  4. Этап 3, выводы

УАЗ Патриот в Тань-Шане. Этап 1: Москва — Чарынский каньон, Казахстан

На данном этапе, как обычно, сосредоточился на достижении главной цели, соответственно не планировалось ни экскурсий по городам, ни посещений прочих достопримечательностей. Состояние трассы М5 после зимы не внушало доверия, поэтому решил идти до Уфы по М7 и лишь затем перейти на М5.По М5 мне предстояло следовать до города Троицк, где и планировалось пересечь границу с Казахстаном.

День 1, 27 апреля: Кратово—Дзержинск, 376 км.В этот раз я решил не выезжать как обычно в пять утра, а наоборот, во второй половине дня. В результате я выспался, спокойно собрался и отправился в путь-дорогу. Остановился на платной стоянке немного не доезжая Дзержинска. В эту ночь состоялось первое испытание спального места, результатами которого я остался полностью удовлетворен.

День 2, 28 апреля: Дзержинск—Верхнеяркеево, 811 км.Проснувшись и позавтракав в ближайшей кафешке отправился дальше по маршруту. От вчерашнего дождя не осталось и следа. Как и планировалось, остановился на ночевку в Верхнеяркеево. Спал в машине из принципа.

День 3, 29 апреля: Верхнеяркеево—Троицк, 673 км.По объездной Уфы вышел на М5 и пошел через Урал. Трасса разбита, весь день льет дождь, на Урале со снегом. При планировании учитывался тот факт, что на пересечение Урала уйдет дополнительное время. На ночевку остановился в Троицке в так называемой «гостинице», представляющей собой бывший купейный вагон. Спать жестко, но чисто. Решение ночевать в «гостинице» связано с нежеланием переходить границу на ночь глядя и оказываться после этого в казахской степи. Кроме того, приехал я достаточно рано, в восьмом часу вечера, и несколько часов ходить вокруг машины на стоянке дальнобойщиков не хотелось. Ужинал из собственных припасов, на стоянке ничего нет, а куда-то специально мотаться не хотелось.

День 4, 30 апреля: Троицк—Атбасар, 645 км.День оказался достаточно тяжелым. Границу начал переходить в девять утра, а стартовал после чуть ли не в полдень. Вначале попал на пересменку у наших пограничников, потом начались битком набитые автобусы у казахов, затем мучительно долго оформлял страховку, покупал казахскую симку и перенастраивал трекер. Кроме того, умудрился устроить аж самый настоящий внедорожный участок: трек был проложен заранее, но кто же знал, что казахи достигнут такого прогресса в дорожном строительстве… Под Ко(у)станаем залез на тщательно разрытый участок дорожных работ (старую дорогу уничтожили, а новую еще не проложили), еле-еле продрался под каким-то мостом и уляпал машину по самую крышуиз-за сильного ветра и глубоких грязных луж.
В результате дневной пробег оказался ниже запланированного. Ночевал в гостинице рядом со стоянкой для дальнобойщиков, хотелось принять душ и придти в себя после всех этих пертурбаций.

День 5, 1 мая: Атбасар — Балхаш, 841 км.На въезде в Астану на посту остановили «жол полициясы», глядели строго и почему-то интересовались талоном техосмотра. После корректного объяснения, что (а) в России он нужен только для получения полиса ОСАГО и возить его с собой не требуется и (б) в Казахстане российский талон все равно недействителен, предложили пройти на пост. На посту доброжелательно поинтересовались «скоко-жрет-как-прет» и отпустили с миром. Потом мне объяснили, что в Казахстане маленькие джиперские радости типа силового обвеса и нестандартных колес требуют обязательной регистрации в их аналоге ПТС и, соответственно, техосмотр с ними без этого не пройти. Видимо, рефлекторно среагировали. Денег не просили.
В Астане немного побегал, пока поменял денежку — праздник, все закрыто, никто ничего не знает. Сберовскую ВИЗУ принимают без проблем, потом я этим с удовольствием пользовался. Ночевал в населенном пункте под названием Балхаш в отличном мотеле.
Дорога, конечно, тоскливая — сотни километров глины, колючек и соли. И больше ничего.

День 6, 2 мая: Балхаш— Чарынский каньон, 836 км.Иду даже с небольшим опережением графика с расчетом ночевать в Чарынском каньоне. После поворта на Шу ушел на Алма-Ату. Несмотря на информацию, что эта трасса хорошего качества, в реальной жизни пришлось ползти километров двести по разбитому вдрызг асфальту. Видимо, участок на Шу еще хуже. Перед въездом в Алма-Ату помыл машину за сто рублей на наши деньги, всегда бы так.
Алма-Ата мне понравилась куда больше, чем Астана, зеленый, ухоженный город с душой, в то время как Астана напоминает свежепостроенныйтиповой торговый центр посреди глинистого пустыря, чем, в принципе, и является.
Для навигации по Казахстану пользовался программой OSMAndдля карт OpenStreet. Оказалась очень даже ничего, до Чарынского каньона программа довела меня абсолютно точно, с учетом всех поворотов грунтовки на последнем восьмикилометровом участке. Уже в полной темноте вкатился под гостеприимно открытый шлагбаум и, немного покрутившись, выбрал место для стоянки. Надо мной повисли огромные казахстанские звезды, а в двадцати метрах в свете фар виднеется табличка «Спуск в каньон». Ура!
P.S. Вот, казалось бы, «доездинг» — тысячи километров асфальта, из точки А в точку Б. А возвращаешься домой и снова тянет туда, на трассу, чтобы почти физически ощущать, как ты, исчезающе малая точка, переползаешь с континента на континент…

Справка:Чарынский каньон протянулся на 154 км вдоль реки Чарын вКазахстане. Каньон располагается в 195 кмвосточнее Алма-Аты недалеко от границы с Китаем. Каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет. Высота отвесных скал каньона достигает 150—300 м.Наиболее интересным местом для туристов является так называемая Долина за́мков, длина которой составляет около 2 км, ширина — 20-80 м. В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке.

Именно в Долину замков я и приехал. Как видно из приведенной выше справки, длина этой части каньона составляет лишь процент от его общей длины, а вот впечатленийот нее… Посмотрите на довольно-таки банальную фотографию с крайне неудачным светом:

Вид на Долину замков с верхней тропы.

Вот ради этого сюда и едут, хотя, конечно, совсем не Гранд-Каньон. Снято примерно в восемь утра, причем была даже не облачность, а какая-то хмарь. Масштаб можно себе представить по ширине дороги внизу. С погодой мне не совсем повезло, а вот с обстановкой все было просто отлично. Впрочем, обо всем по порядку.

День 7, 3мая:Чарынский каньон (Долина замков) — Кордой — Чым-Коргон, 510 км. Хорошо просыпаться весенним утром в Долине замков. Абсолютная тишина, только чуть слышный гул ветра, и ни души вокруг. Впрочем, на продолжительное пребывание в в гордом одиночестве я не рассчитывал —не успел я завершить утренний туалет, как появились смотрители на «Ниве» ивежливо объяснили, что въезд на территорию платный, съезд вниз запрещен, но в принципе можно. К реке просили близко не подходить.Вскоре после них подъехали пара казахских джипов с развеселой компанией. Ребята катаются по окрестностям. Мило пообщались, и я отправился на фотосессию.Со светом не совсем повезло, поэтому старался извлечь максимум из возможного.
Вначале проехал до конца верхней тропы, а затем спустился вниз. По нижней дороге ездить вообще-то не полагается, но если очень хочется, то можно и даже не очень дорого. Спуск в начале очень крутой, на всякий случай подключил пониженную. Эта дорога приводит к своеобразной поляне у самой реки Чарын.

У реки Чарын.

Я все пытаюсь сообразить — это тот самый реликтовый ясень или нет? Судя по карте, ясеневая роща заметно дальше, километрах в двадцати отсюда.
На поляне размещаются какие-то веранды, скамеечки и даже туалет; последнее — только для по-настоящему суровых путешественников. Все более-менее облагорожено, видно, что поток туристов в сезон здесь не ослабевает. Ну а я, поздравив себя с непопаданием в туристический сезон, завершил фотосессию и потихоньку отправился восвояси.
На сегодня у меня планы перейти границу, а там как получится. На обед остановился немного не доезжая Алма-Аты, все вкусно и недорого. Как всегда, машина привлекает массу внимания, начинаются расспросы: откуда приехал, зачем нужны эти наклейки, сколько-жрет-как-прет и так далее. Подарил симпатичным официанткам пару наклеек из числа технологического брака. ))

Проехав Алма-Ату в первый раз попался за нарушение ПДД. Никаких подстав и прочих ужасов — сам виноват, слишком поздно сообразил, что два ряда справа — это уже обочина, а узенький ряд слева —все, что осталось от дороги. Они даже будку специальную там поставили, для комфортного обслуживания. Бравый усатый офицер представился как на параде, я даже заслушался. Пообщались в будке за жизнь, какую страну про...ли, у кого сколько детей и так далее. В завершение беседы мне было сказано что-то вроде: «У нас, в Казахстане, самые большие в СНГ штрафы. Конкретно это стоит столько-то тенге (много, кстати). Прямо перед тобой я остановил за то же самое другого водителя, так он начал права качать, ну я права у него и забрал и штраф выписал. А у тебя забирать не буду, ты — наш гость и вообще мужик правильный. Я тебя так долго держал, потому что он стоял и ждал, когда ты выйдешь. Не надо с ним ни о чем разговаривать, ладно? Езжай, удачи тебе». Я уверил офицера, что с незнакомыми людьми стараюсь не разговаривать, и мы расстались, довольные друг другом.

Переход казахско-киргизской границы оставил самые тягостные впечатления — пыль, толпы, какие-то проходимцы в форменной одежде и без таковой. Киргизская таможня мне открытым текстом выкатила неслабый прайс, причем непонятно за что. Поразмыслив, решил не упорствовать. Границу прошел довольно быстро, даже быстрее, чем надо — на выезде стояла неприметная гаишная будка со знаком «Стоп», который я, естественно, пропустил. Со всеми, так сказать, последствиями. Везет мне сегодня на гаишников…
Выезжал я оттуда с одной нехорошей мыслью: «Интересно, киргизы всетакие?» К счастью, в самом скором времени мне предстояло убедиться в обратном. Что характерно, при слове «граница» сами киргизы начинали трястись мелкой дрожью и жаловаться на то же самое, что и ваш покорный слуга. Так что этот прискорбный эпизод остался единственным за всю поездку. «Наплевать и забыть».

На объездную Бишкека я вышел где-то в районе восьми вечера и решил идти дальше. Поскольку местных денег не было, ПДД вообще и скоростной режим в частности соблюдал строжайшим образом. Надо сказать, даже местные там особо не превышают, несмотря на то, что от Бишкека идет новая идеальная трасса, а разрешенная скорость за городом у них 80 км/ч. Километров через сто стало понятно, что (а) пора становиться на ночлег, (б) никаких придорожных мотельчиков нет и не предвидится, а спать в машине я здесь пока морально не готов. На АЗС «Газпромнефть» подошел к охраннику и поинтересовался, где здесь можно переночевать. Охранник проявил полное участие, искренне посокрушался по поводу таможни и прочего пограничного пандемониума, подробнейшим образом объяснил дорогу (прямо 17-18 километров, будет мостик, за ним направо), а затем позвонил хозяину мотеля и попросил его выехать на дорогу и встретить меня. И действительно, на обочине меня ждала старенькая «ауди», которая и провела меня аж 200 метров до шлагбаума стоянки дальнобойщиков.

Хозяин или управляющий помог поставить машину практически на пустой стоянке, заверил в полной безопасности и провел в саму гостиницу. Внутри оказался огромный свежеотремонтированный зал-столовая, где ужинали несколько экипажей фур, и собственно гостиница с номерами и молельным залом для странствующих мусульман. Номер — большой, чистый и хорошо обставленный — обошелся рублей в шестьсот. Отужинав и переговорив по телефону со всеми желающими (первые десять минут входящего звонка бесплатно), завалился спать. Ну что, первая точка успешно взята, я в Киргизии и иду с небольшим опережением первоначального графика. Завтра должен быть на базе в Караколе, где меня уже ждут.

День 8, 4мая: Чым-Коргон — Каракол, 310 км. Выхожу из номера — в гостинице ни души. Все чисто, убрано и накрепко заперто. Интересные дела… На мои призывные крики вышел заспанный управляющий, соорудил скромный завтрак, и мы с ним распрощались. Опять дождит, впрочем, настроение приподнятое, осталось чуть-чуть. )) Километров через пятнадцать остановился в небольшом городке в надежде поменять хоть немного денег и купить киргизскую симку «Билайна». И то, и другое с некоторым трудомсделатьудалось. Симки здесь продаются в аналоге наших пивных ларьков, регистрация не требуется. Отлично, едем дальше, да и дождик почти перестал.

География здесь получается такая — трасса идет вокруг всем известного озера Иссык-Куль, причем можно ехать как по более освоенному северному берегу, так и по менее обжитому южному. Решил ехать по северной петле. Слева от трассы (к северу) высится Кунгей-Ала-Тоо, где проходит граница Казахстана и Киргизии, а справа — Терскей Ала-Тоо. Это Северный Тянь-Шань.

Северный берег Иссык-Куля — курортная зона еще со времен Союза, здесь множество кемпингов, турбаз и гостиниц разной степени комфортности и достроенности и прочей туристической инфраструктуры. Природы как таковой нет — плоская котловина, в которой стоит зеркало воды,деревьев мало, живописные скалы и утесы отсутствуют. В общем, на фотосессию останавливаться не стал. Зато имеется будка для оформления платного въезда на территорию «природного заповедника», а в городе Балыкчы — нормальный офис «Билайна», где мне продали вожделенный модем с гигабайтным пакетом. Все, теперь у меня есть нормальный Интернет.

Дорога вьется вдоль берега озера, иногда приближаясь к нему почти вплотную, а иногда отходя от него довольно далеко. Еще в Москве я думал, стоит ли заехать в Григорьевское и Семеновское ущелья, но оценив степень освоенности этих мест решил отказаться от этой идеи — меня ждут гораздо более дикие и интересные места и лучше это время отвести на их посещение.

Во второй половине дня мирно доехал до Каракола и созвонился с Игорем Ханиным, хозяином горнолыжной и туристической базы, расположенной в самом городе. Я нашел его совершенно случайно через Интернет на одном из форумов альпинистов. Игорь не только согласился меня принять на этой самой базе, но и оформить пропуска в погранзону и найти проводника. Без его помощи эта поездка, скорее всего, не состоялась бы, поэтому выражаю ему самую искреннюю благодарность. Все прошло на высшем уровне и даже несколько более того.

Лирическое отступление. Незадолго до моего отъезда в Киргизию Игорь сообщил, что именно в тех местах, где я планировал побывать, введен противочумный карантин и пограничники будут требовать справку о наличии противочумной прививки. Сотрудники Противочумного центра в Москве очень удивились этой информации, но сказали, что сами они прививками не занимаются. Менянаправили в Центральный прививочный пункт, где объяснили, что чума давно побеждена и туристам прививки не делают. Круг замкнулся, но принимающая сторона пошла навстречу и в этом вопросе. К счастью, только на одной погранзаставе командир просил (!) на будущее делать эту самую прививку. Что же касается самой опасности заболеть, то, как мне объяснили сотрудники Противочумного центра, она возникает только в случае ночевок на голой земле или в какой-нибудь землянке с блохами, так что при соблюдении элементарных мер гигиены переживать по этому поводу не следует. Я и не переживал.

Часа в четыре дня я оказался на базе, занимающей почти целый квартал. На территории все в состоянии постройки и перестройки, но для меня место нашлось. Остаток дня был посвящен знакомству, отдыху и долгожданному Интернету. А завтра я увижу то, ради чего ехал почти пять тысяч километров.

  1. Вводные данные
  2. Этап 1
  3. Этап 2
  4. Этап 3, выводы